«90 – не возраст для женщины!» – с таким девизом проводит коллектив русской песни «Наитие» свой отчетный концерт. За праздничным столом – 5 солисток, полных молодости, любви, творчества и юмора. И стол полон, и концерт удался, и баянист-руководитель ансамбля с ними. Но вдруг в коллективе – новая солистка: моложе, талантливей, «со связями». Что делать? Смириться, уйти в темноту и эхом подпевать, или стоять на своих позициях до последнего? «Баба Шанель», комедия Николая Коляды – яркая, с песнями и танцами, чтобы в финале «взять и уколоть в сердце». Но зрителям советуют не переживать: все обязательно будет хорошо.
Автор пьесы Николай Коляда отмечал, что в его «Коляда-Театре» в Екатеринбурге постановка идет больше 10 лет и всегда собирает аншлаги. В первом действии публика падает с кресел от хохота, во втором – заливается слезами.
— Не наигрался я в Коляду после «Старой Зайчихи» – решил сделать спектакль на большой сцене, «Бабу Шанель», также по его пьесе, — с улыбкой рассказывает режиссер-постановщик и артист Андрей Марычев. – Это история о смене поколений, о том, что стариков нельзя списывать со счетов, поскольку и нам, молодым, без них никак. Здесь мы живьем танцуем, живьем поем, оркестр на сцене тоже будет живой.
Пьесы Николая Коляды, говорит Андрей, востребованы и затрагивают сердца театральной публики потому, что не только актуальны сегодня, но и рассказывают о тех, с кем свободно можно идентифицировать современных людей. «Он знает, о чем пишет», — подытоживает режиссер.
Итак, в составе ансамбля «Наитие» — Капитолина Петровна (Ирина Немцева), Сара Абрамовна (Галина Турчина), Ираида Семеновна (Дина Семененко), Нина Андреевна (Валентина Шматенко) и Тамара Ивановна (Ирина Егорова). С ними – 30-летний баянист и руководитель коллектива Сергей (Андрей Марычев). Дамы неизменно вспоминают прошлое («Я еще не в маразме!»), зажигательно выступают хором, однако сразу после выступления кидаются друг друга критиковать («Терпеть ненавижу, как вы начинаете фальшивить!»). И с одной стороны, эти жесткие шутки и критика говорят о близкой дистанции дружбы, с другой – о весьма колких отношениях этой самой дружбы. Женщины страстно спорят, где за праздничным столом сядет гармонист Сергей Сергеевич, которого они очень любят, и радуются словно дети, узнав, что о «Наитии» написали в областной газете – это целое событие. Пока Сару Абрамовну периодически заносит в стихи («Да хватит уже вашей Ахматовой!»), а другие героини всматриваются в зрительный зал как в зеркало, можно, внимательно приглядевшись, почти сразу понять, что будет происходить дальше – еще до того, как эту «гармонию» нарушит 55-летняя Роза Николаевна Глухих (Нина Круцевич). Ее голосовой диапазон – полторы октавы – очаровал Сергея, и он пригласил ее в «Наитие» солисткой, потому что «нужен ребрендинг и вообще нужно все переименовывать». Инструментальная группа, кстати, тоже будет на сцене – ее воплощают актеры Денис Цветков, Константин Снегирев и Азиза Зейнешева-Марычева.
Солистки ансамбля «Наитие» на новую участницу, конечно, ополчаются – и этот процесс характерен для многих рабочих коллективов, для творческих в том числе. Поэтому начинается характерное для подобных ситуаций «веселье» с возмущенными «У нас ансамбль инвалидов, никаких здоровых тут быть не должно!» и аргументами вроде «Она же не инвалид, ее размера кокошника у нас нет, и платье мы ей не найдем».
Но здесь затрагивается не только тема дамского соперничества. Токсичность коллектива «Наития» Роза Николаевна видит четко («У вас тут происходит что-то очень нездоровое...») и раскладывает это по полочкам. Про всех его участниц – знает: знает их клички, знает о том, кто какие сплетни распускает, кто тут городская сумасшедшая, разбивая всю «хорошесть» героинь в пух и прах. Секретарь приемной у мэра с 30-летним стажем, она вываливает на женщин их недостатки. Более того, Роза Николаевна – не просто новый человек, но смена: смена взглядов, поколений, позиций. Это скорее про «старое выкинем, возьмем новое» — и Сергей таким образом сталкивает солисток и Бабу Шанель (именно так прозвали новенькую). Что касается самого Сергея, который, вроде бы, и руководит «Наитием», по сути он особо ничего не решает: возрастные и опытные солистки отказываются слушаться, завидев его раболепие перед Розой Николаевной («Вас куда повели, вы туда и поперлись!»).
— Несмотря на то, что героини пьесы – женщины пожилые, акцент на это в плане грима мы не делали, — признается Андрей Марычев. – Однако от других деталей первоисточника мы не отходили: персонажи носят народные костюмы и кокошники, поют песни, которые тоже прописаны в произведении.
В то же время, финал спектакля отличается от того, который дается в пьесе: он будет более жизнеутверждающим – но не факт, что публика не пустит слезу. Сама Баба Шанель, кстати, в ходе действия тоже в стороне не останется и в карагандинской постановке споет – и, если бабушки больше по частушкам, из уст Розы Николаевны прозвучит мелодичный романс. Тем самым она сразу докажет, чего стоит в плане вокала. А чем закончится это противостояние, публика узнает уже в эти выходные.
Билеты на премьерный спектакль есть в продаже в кассе театра и на сайте ticketon.kz, их цена – от 1 000 тенге. Длительность спектакля – около 2,5 часов вместе с антрактом.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz