Напомним, что выставка работ членов карагандинского Союза художников «Художественные истоки Караганды» ранее была представлена в областном музее Изобразительного искусства в январе – в галерее экспонируются другие работы участников Союза.
Руководители галереи Татьяна Абилова и Бибигуль Исполова уточнили: полотна для экспозиции выбирались максимально разнообразные – как по сюжетам, так и по технике, но так или иначе отражающие его историю, облик, символику. А символичные произведения здесь тоже есть: это портреты людей, собирательные образы, степные пейзажи, коллажи.
Одними из не менее важных экспонатов на открытии стали небольшие булочки хлеба, живописно расположившиеся посреди галерейного зала. Здесь Бибигуль Исполова напомнила: в прошлом году некоторые из карагандинских художников разных возрастов спускались в шахту и впоследствии писали картины – выставлялись они тоже в галерее накануне Дня шахтера.
«Хлеб – это тоже символ нашей истории и нашего прошлого, тех трудных лет, когда пережившие голодомор и войну люди, несмотря ни на какие тяготы, разделяли между собой кусок хлеба и кров. Казахи помогали представителям других национальностей, сосланных в наши края», — поделилась Бибигуль Исполова.
Гости на открытии выставки были немногочисленные, но среди них – художники, искусствоведы, фотографы, представители Союза художников. Ответственный секретарь Союза Тансык Мажитова напомнила, что творческое объединение художников – тоже в этом году юбиляр: оно было образовано в 1964 году.
«Наш Союз художников имеет достаточный авторитет по республике: мы занимаем четвертое место по числу авторов, состоящих в Союзе после Алматы, Астаны и Шымкента. Наше объединение очень активное, и с самого первого дня образования сотрудничает и с архитекторами, создав и создавая очень много знаковых скульптур, памятников и спроектировав много известных городских локаций», — поделилась Тансык Мажитова.
Карагандинский искусствовед и профессор Лариса Золотарева подчеркнула: в образе и облике Караганды демонстрируются различные системы ценностей – что она отражала в одном из своих проектов, посвященных городу.
«Наши Союз художников и Союз архитекторов – объединения сильные, создающие инфраструктуру и уютные уголки Караганды вместе с дизайнерами. Желаю нашему городу процветания и развития – чтобы он был еще краше», — отметила Лариса Золотарева.
Художник и автор герба Караганды Айбек Бегалин поделился: 90 лет для города – глобально возраст небольшой, но в разрезе истории период весьма внушительный.
«Караганда ведь имеет отношение и к космосу. Помню, у нас даже в школе висел плакат – «Караганда – космическая гавань», а космонавты останавливались в нашей знаменитой гостинице «Чайка»... В Караганду ссылали представителей советской интеллигенции – и в нашей области, по сути, были лучшие учителя и преподаватели, работники культуры, медицины и других сфер деятельности, передававшие свои знания новым поколениям. И надо сказать, что бывая в других городах, замечаю, что наши карагандинцы в хорошем смысле выделяются: это люди особо интеллигентные и образованные», — поделился Айбек Бегалин.
Художник Владимир Проценко тоже присоединился к пожеланиям и поделился воспоминаниями.
«Моя бабушка была из спецпереселенцев: ее с родней в 1933 году сослали в наши края. Они копали – это были даже не землянки – это было похоже на норы. Пытались выжить, мой прадед здесь погиб... Но Караганда – она строилась людьми стойкими, сильными, и моя бабушка, простая крестьянка, всегда говорила: потенциал города – это потенциал его людей, его жителей», — подчеркнул Владимир Проценко.
Один из самых старших художников Журсин Балкенов тоже выступил перед авторами работ выставки и гостями, отметив, что город всегда славился своими творческими людьми, городскими пейзажами и обликом.
В рамках открытия новой экспозиции в галерее провели презентацию книги «Степь» Андрея Рейвиха: желающие гости могли забрать с собой один из 18 представленных экземпляров. Автор родился в Костанайской области в семье казаха, участника Великой Отечественной войны, и российской немки, депортированной из Украины в степи в 1941 году. Андрей Рейвих живет и работает в Мурманской области, а его повесть «Степь» основана на реальных событиях и историях людей, которые тоже любили, мечтали и верили – но жить им пришлось в трагичные и очень трудные годы. Сбор материала для повести происходит в карагандинском регионе.
Сюжет книги рассказывает историю Кахара – последнего представителя казахского некогда уважаемого рода, владеющего пастбищами и обширными стадами. Но ничего этого больше нет: ни аула, ни цветастых ковров в юртах, ни радостных праздников, ни отправленного в сталинские лагеря отца. Есть только годы в детдоме и бесконечное ожидание мамы, которая так и не придет. А затем – самая страшная война. Ольга родилась на Украине в семье религиозных и честных меннонитов, предки которых переселились в Российскую империю из Германии. Они трудятся на земле, воспитывают детей и никому не причиняют зла. Но они – немцы. И при Советах их ожидают обвинение в шпионаже, каторга, Трудовая армия и переселение в голодные, бескрайние, занесенные снегами степи Казахстана, разоренного коллективизацией. Судьбы героев и похожи, и непохожи одновременно. Их пути пересекаются...
«Красной нитью в книге Андрея Рейвиха отмечена и тема того, что Казахстан собрал в себе представителей многих национальностей – они сплотились между собой, став единой семьей. Сейчас наше государство – многообразное, многонациональное, и, несмотря на то, что автор книги «Степь» сейчас живет не в Казахстане, он помнит свое прошлое и свою Родину», — рассказали Татьяна и Бибигуль, презентуя книгу Андрея Рейвиха.
Вход на выставку «Караганда 90» – свободный, она продлится до 15 февраля включительно. Галерея «Алтын ғасыр» работает с 10.00 до 18.00 и находится по улице Комиссарова, 35а.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz