В зале музея образцы набросков и эскизов в карандаше, акварели и угле. И если работы в карандаше и акварели более невесомые, в угле – более глубокие и яркие. А помимо того, что Серик Оразгулов – художник, он также является художником-реставратором музея Изобразительного искусства.
С тем, чтобы избрать творческий путь, Серик определился еще в детстве. Дома, говорит, все ковры и полы были в пластилине. Ребенком он рисовал, и мама Батен Букпантаевна решила отдать шестилетнего сына обучаться. При Дворце культуры в Сарани, где он вырос, в то время художником-оформителем работал Кайрат Кожухов – в его изостудии Серик и учился.
«Мечта стать художником у меня закрепилась с детства: я любил запах красок и пластилина. Кайрат Канатович был первым, кто привил мне любовь к искусству. Уже позже в моей жизни появились и другие замечательные наставники – Анатолий и Лидия Тимофеевы из детской школы искусств. Именно тогда я впервые услышал образное выражение о том, что рисунок – это мужчина, а живопись – это женщина. Рисунок должен быть конструктивным, а живопись всегда более эмоциональная и непредсказуемая, как дама. После учебы у Тимофеевых я поступил в карагандинское педучилище, потом в КарУ имени Е.А. Букетова, где обучался у Игоря Баграмова. В музее Изобразительного искусства я с 2006 года, до этого полгода работал в мастерской MonArbat Кайрата Кэй-Кэя, был его ассистентом. Какое-то время я преподавал в детской школе искусств в Сарани, но затем снова вернулся в музей», – поделился Серик Оразгулов, добавив, что часть работ выставки – как раз из той эпохи, когда он работал в MonArbat.
Все работы выставки «Наброски» выполнены с натуры в 2005 году, однако есть и рисунки, выполненные в 2018 году, когда Серик преподавал в детской школе искусств Сарани, поэтому некоторые работы – это портреты его учеников. Представлены и портреты друзей, наставников, коллег по музею, одногруппников, а также юных карагандинцев, которых художники рисовали на выездах.
Есть в преподавательской карьере Серика Оразгулова еще одна страница: он обучал искусству в изостудии музея, однако пандемия коронавируса это дело приостановила. Сейчас в его обязанности входит реставрация произведений искусства из фондов, этому он обучался в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева в Алматы.
«Если речь идет о работах очень известных художников, их мы стараемся реставрировать частично. Но реставрация – это не всегда, допустим, полное обновление полотна: порой нужно просто подтянуть холст, заменить раму, обновить опавший лак или краску, придать картине экспозиционный вид. Сталкиваюсь я и с теми случаями, когда есть прорыв полотна и его надо восстановить. У нас в музее есть реставрационный совет, в который входят директор и главный хранитель, и мы вместе решаем, выставлять работу или предварительно отреставрировать. И безусловно, время реставрации зависит от масштаба работ», — объяснил Серик Оразгулов.
А перед тем, как реставрировать работу, ее детально осматривают. Если нужно обновить слой лака, сохнуть картина должна не менее трех дней, чтобы лак проник в слой краски и зафиксировался еще и на холсте. Но случаи бывают и более масштабные: однажды Серику пришлось восстанавливать продырявленную картину – по предположениям художника, это был результат вандализма.
«Один из гостей музея пару лет назад принес работу, которая хранилась на его дачном чердаке. Это была картина Марата Джунусова – портрет сына нашего посетителя. А там, где глаза и грудная клетка – дыры. Дачный массив с домиком мужчины какое-то время был бесхозным, и, возможно, кто-то залез на чердак и испортил полотно... Тем не менее оно, отреставрированное, сейчас находится в наших фондах», — поведал Серик Оразгулов.
Что касается идеи выставки «Наброски» — она началась с того, что полтора года назад Серик нашел папку со своими работами в гараже: их сохранила мама. Чуть позже на одной из выставок искусствовед Лариса Золотарева подчеркивала значимость не только готовых картин, а набросков, эскизов и этюдов как самостоятельных произведений: им, подчеркнула, тоже нужно уделять внимание. Спустя время Серик предложил директору музея Бибигуль Кудабаевой организовать выставку своих работ в межзалье, но через месяц она твердо озвучила: нужна персональная экспозиция. И теперь у Серика есть планы дальнейших выставок: он хотел бы представить исключительно живопись.
На открытие выставки, к слову, заглянули как Лариса Золотарева, так и Кайрат Кэй-Кэй, который, глядя на созданные в парке «скоростные» рисунки, четко угадывал, сколько времени Серик Оразгулов на них потратил: где-то это было 15 минут, где-то больше, где-то – меньше. Гости, в числе которых был Виктор Арент и другие художники, очень тепло отозвались об экспозиции и отметили: наброски – отдельное произведение искусства, и в фондах музея они тоже хранятся. В частности, среди таких – работа Аубакира Исмаилова, эскиз 1928 года. Набросок – это первое впечатление, первый шаг и первые переживания художника, его первая линия и первый штрих. В то же время, набросок требует быстрой руки, и он не так прост, как может показаться – поэтому во все времена преподаватели, работающие с начинающими художниками, внимательно относились к таким навыкам у обучающихся.
Цена входного билета в музей – от 100 до 500 тенге. В будние дни музей открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz