Стоковые изображения от Depositphotos
Напомним, что в октябре 2018 года Константин Мишин давал в Карагандинском театре имени К. С. Станиславского мастер-класс по экспрессивной сценической пластике. Родился режиссер в Павлодаре, уже в юном возрасте работал в театре осветителем, затем уехал в Москву, где и получил театральное образование. Константин Владимирович окончил класс экспрессивной пластики Г. Абрамова при театре «Школа драматического искусства», режиссерский факультет ГИТИСа, преподавал актерское мастерство на курсе Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ, в Театральной школе Константина Райкина – там, кстати, преподает и сейчас, а также ведет курс мюзикла в училище имени Гнесиных и ставит спектакли в Москве. Он был занят в проектах с хореографами и из Германии, Японии, США, Франции и Австрии. После премьеры в Караганде, которая состоялась 9 и 10 сентября, он отправится в Адыгею – работать над постановкой «Царь Эдип».
Работая несколько лет назад над «Макбетом», Константин Мишин делился: это не был история о плохом человеке – но том, как личность, сделав неверный шаг, испытывает коррозию души, последствия совершенного греха. А что же с шекспировской «Ромео и Джульеттой»? Для воплощения спектакля на сцене за основу взяли перевод Бориса Пастернака, и на протяжении постановки режиссер вместе с актерами вскрывает неразрешимый конфликт любви и ненависти.
«Ромео и Джульетта, влюбленные дети двух враждующих кланов, случайно погибают. Или, быть может, не случайно? Быть может, ненависть отцов поражает самое дорогое, уничтожает будущее? Что может остановить вражду? На что способна сила и красота любви? Как отличить коварство и измену от дружбы? Сюжет истории трагичен и является символом чистой и настоящей любви, победившей вражду, ненависть и коварство. Красота их чувства, сила их высокого нравственного подвига настолько притягательны, что многие века продолжают восхищать своей искренностью», — так звучит аннотация спектакля.
Художником-постановщиком стала Елена Ким, музыкальным оформлением занимался Ерлан Садуакасов, художником по костюмам выступила Марина Шнайдер, по свету – Денис Цветков. Спектакль ведет помощник режиссера Ольга Браилко, а сопровождается он видеоартом – эту идею Константина Мишина воплотила актриса Алена Звонова.
Ромео исполняет Виталий Мосин, Джульетту – Мария Мосина, Синьора Монтекки – Александр Тисен, Леди Монтекки – Людмила Васильченко, Синьора Капулетти – Денис Цветков, Леди Капулетти – Нина Круцевич, Герцога – Иван Немцев, Париса – Антон Звонов, Меркуцио – Вадим Ахметов, Бенволио – Павел Кондратьев, Тибальта – Руслан Маевский. Роль Кормилицы доверили Марине Марычевой, Лоренцо – Артему Жангирову, Самсона – Богдану Пынке, Джованни – Алексею Браилко, а Константин Снегирев предстанет перед зрителями сразу в трех образах – Грегори, Аптекаря и Старика.
Константин Мишин уверен, что классика вечна, и «Ромео и Джульетту» отмечает как достойную классическую пьесу. С этим материалом режиссер работает впервые – поделился, что специально приберег для Караганды. Текст Шекспира, добавил, самодостаточен, но в постановке сокращению подверглись лишь некоторые повторы или пересказы сюжета. Современная публика, уточнил Константин Владимирович, куда более понятлива, чем публика прошлого, и лишний раз пересказывать сюжет по ходу действия нерационально. Тем не менее, изменений собственно в сюжете нет – как и в его трагическом финале.
«Это действительно история о том, что мы потеряли. Да, любовь главных героев – нереальная, но это камертон, который на протяжении столетий притягивает внимание, он является определенной нотой – вокруг нее и выстраивается понимание любви. Она воплощает чистое звучание любви, которая не идет на компромиссы. Это моя цель как режиссера, и именно этого хотелось добиться. В то же время, герои спектакля находятся в капкане вражды, начавшейся неизвестно когда и почему – и не знают, как вырваться из него. Единственной возможностью стала любовь и гибель Ромео и Джульетты. И получается, что вражда родителей ударяет по их детям, попадая в самое красивое и возвышенное. В этом основной посыл истории», — рассказал режиссер.
Костюмы и сценография спектакля подбирались расчетливо: Константин Владимирович подчеркнул, что здесь хотелось расположить все будто на белом выжженном солнцем листе.
«Это словно пылающее солнце в зените в итальянской Вероне. У нас белые костюмы и светлые декорации, но именно это позволяет окрашивать спектакль в другие акцентные цвета. Почему белый? Это тоже воплощение любви и чистоты. Плюс ко всему, для зрителей главное событие – рождение теплого чувства, искреннего и всепоглощающего. Наверняка мы испытываем его в жизни – но не так часто и, возможно, не в таком виде», — пояснил Константин Мишин.
Виталий и Мария Мосины стали частью карагандинской театральной труппы год назад, и годовщина их работы здесь совпала с такими ролями. Легко ли играть на сцене трагедию, будучи парой в жизни?
«Играть любовь действительно сложно, когда вы пара. Даже когда мы разбирали спектакль дома, сталкивались с тем, что наши чувства и наше поведение все-таки другие. И в чем-то было дискомфортно выходить на те ощущения, которые мы испытываем вне сцены, выносить их на показ. По сути, это обнажение чувств. Но надеюсь, все получилось, как надо», — поделился Виталий Мосин.
Исполнитель роли Синьора Капулетти Денис Цветков описывает своего героя как отца любящего, несмотря на поступки персонажа: для него они – во благо дочери, единственного его ребенка.
«Согласно первоисточнику, Капулетти потерял всех своих детей, и Джульетта была его единственной дочерью, он живет ради нее. Встречая ее непонимание, он, конечно, совершает поступки, которые ни к чему хорошему не приводят. Безусловно, он будет сожалеть, но здесь и сейчас – на сцене – он считает, что он прав», — отметил Денис Цветков.
Традиционного шика итальянских платьев и мужских костюмов здесь нет – более того, наряды актеров в черно-белой гамме почти одинаковы, и даже бал здесь будет черно-белым, с букетами черных цветов. Но это говорит о том, что кто бы с кем ни враждовал, внутри все мы – люди, и все мы похожи. Супруги Мосины – весьма органичные Ромео и Джульетта, и в целом другие артисты, занятые в этом спектакле, в свои роли попадают идеально. Наблюдать историю зрители будут не только глазами главных героев: их поступки и чувства подвергнутся комментариям товарищей (друзья Ромео), уверенных, что любовь только кружит голову людям и делает их слишком мягкими, и поддерживающих близких (Кормилица Джульетты и Лоренцо), пытающихся воссоединить влюбленные сердца.
Особо отмечу сценографию и другие составляющие атмосферы, которая в спектакле складывается скорее обреченно-готическая. И опять же, это не плохо – после просмотра в душе остается какой-то темный холодок, подвигающий задуматься: достаточно ли любви мы получаем, достаточно ли ею делимся – и может, стоит уже простить тех, кого ненавидим, освободив себя от ноши этой ненависти?
Декорации здесь одновременно мощны и минималистичны: по краям сцены – словно клетка из свисающих цепей, в центре – тоннель из арок, которые при величественных разворотах сценического круга превращаются в своды дома Монтекки или Капулетти, меняя пространство. Центр сцены станет местом дуэли даже с каким-то языческо-ритуальным настроем, а позже здесь появятся участники бала с черными веерами, подобными крыльям, символизирующим трагический финал. Все действие сопровождается тревожной инструментальной музыкой скрипок и виолончелей, под который герои будут танцевать – как и в «Макбете», здесь есть моменты с пластическими танцами: изящные, уместные, акцентные. А видеоарт с лицами героев, превращающий их черты в замысловатые фрактальные узоры, не тянет лишнее внимание на себя, но тоже дополняет атмосферу постановки. Наконец, белый цвет декораций и костюмов позволяет играть с оттенками света: в какой-то момент все зальется оттенком, совершенно точно намекая, к чему придет сюжет. Все эти детали четко работают на визуальный образ спектакля.
Светлана Вальд не нарушает традицию похода на премьеры – одной из первых девушка взяла билеты на шекспировскую трагедию и отправилась в театр вместе подругами и дочерью.
«История о Ромео и Джульетте – конечно, не новая, но смотрю на нее уже со стороны взрослого человека, и в этом случае недопонимание и вражда взрослых персонажей – которые просто не могли банально поговорить между собой – привели к трагедии. Да, трагедия их помирила, но их детей уже не вернуть. Что касается собственного спектакля, отмечу игру света – а белые костюмы и декорации это позволяют, что визуально украшает постановку. Мы находились на балконе, и оттуда особенно четким предстал акцент на звуках – где-то и музыка, и постукивания тростями нагнетают атмосферу, а шелест цепей заставляет вжиматься в кресло. Видеоряд, как нам показалось, был очень уместен в плане дополнения эмоций персонаже, но при этом не отвлекал от действия. Игра актеров хороша, но в некоторых моментах было заметно то самое волнение, которое бывает во время премьеры. Из-за этого показалось, что персонаж Лоренцо до конца не вжился в роль – как будто его цельный образ на данный момент пока не сложился. Не хватило танцев во время бала – мы ждали их больше, все-таки это свадебный бал в Вероне... В то же время, очень понравилась сцена прощания с главными героями – здесь я пустила слезу. Моя дочь, кстати, с пьесой не знакома и сначала даже подумала, что главные герои воскресли. Точно могу сказать, что мы еще раз сходим на спектакль – чтобы оценить его вновь уже когда актеры, как говорится, разыграются», — поделилась Светлана.
Карагандинский кинорежиссер Андрей Ренкевич тоже в карагандинских театрах не пропускает премьеры – исключением не стал и «Ромео и Джульетта».
«Первоисточник мне видится как очень мощное произведение, и на премьеру я шел с желанием увидеть не менее сильное сценическое полотно. Но не в плане визуальных эффектов, а с точки зрения психологической. «Макбета» в постановки Константина Мишина я тоже видел, и он меня впечатлил. Возвращаясь к «Ромео и Джульетте» — я представлял себе все по-другому, и в спектакле не хватает вот этой остроты противостояния и ненависти двух семей. Да, об этом было сказано, а потом все словно идет очень ровно, не давая достаточного эффекта... Поэтому сложно сказать, однозначное у меня впечатление или нет. Визуальная же часть хороша: декорации – минимализм, как сейчас говорят, свет – достойный, но к видеоарту есть вопросы. Калейдоскоп из лиц на дальнем плане вызывал все-таки отвлекал от происходящего на сцене», — рассказал Андрей.
Были на премьерных показах и те зрители, которые тоже, как и Андрей Ренкевич, знакомы и с «Макбетом» в постановке Константина Мишина – и карагандинцы отмечали, что история о Макбете была воплощена на сцене куда более сильно, чем история Ромео и Джульетты, хотя сюжеты эти абсолютно разные.
Поскольку прошедшие выходные карагандинский театр имени К.С. Станиславского открывал свой 93-ий сезон, началу показа предшествовала небольшая интерлюдия, в которой зрителей приветствовали персонажи других спектаклей репертуара. Следующий показ «Ромео и Джульетты» состоится в воскресенье, 1 октября. Цена билетов – от 800 тенге, длительность постановки – 2 часа 40 минут с учетом антракта.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz