Популярные темы

Точка зрения: в Караганде действует выставка плакатов и постеров

Дата: вчера в 14:45


Точка зрения: в Караганде действует выставка плакатов и постеров
Стоковые изображения от Depositphotos

Напомним, что для участия в выставке «Точка отсчёта» собрали почти 80 произведений, отражающих весь спектр эмоций их авторов – от радости и вдохновения до тревоги и тоски. Каждый плакат предстаёт личной историей, превращённой в визуальное искусство, а сами авторы не только из Караганды и Казахстана, но и из стран ближнего зарубежья. И экспозиция подобного направления в городе первая за много лет. Открытие выставки предстало иммерсивным: работы разместили в холле перед входом в «Наскальный кит», здесь развернулся маленький «Арбат», где можно было послушать живую музыку, угоститься кофе и сладостями.

Экспозицию «Точка отсчёта» курирует карагандинский куратор современного искусства Лариса Карчевская. Напомним, что среди авторов работ – Кристина Онищенко, Кирилл Колпаков, Darius Impious, Иса Поэзия, Ксения Алексеева, Вера Капинус, Ардак Муканова, Александра Аддерли, Marek Polska, Валентина Зырянова, Стас Липский, Алексей Квасов, Алтынай Шакирова, Муса Барханоев, Dara Kara, Алла Арифуллина, Саша Пауль, Ульяна Орендовская, М.К., Владислав Счастливый, Владимир Троценко, Юлия Ляндаева, Кодоурамос, Елена Малецкая и Алексей Шапошев.

«Почему избрали плакаты и постеры – потому что хотелось бы поговорить с людьми о том, с чем они пришли к финалу 2024 года и с чем идут в 2025 год. При этом какого-то одного строго выраженного посыла, объединяющего абсолютно все работы, выделить нельзя: каждый плакат – это действительно отражение отдельного замысла автора. В любом случае замечательно, что они говорят на разные темы, не стесняясь. Участников у нас немало, и среди них более десятка — карагандинцев», — рассказала Лариса Карчевская.

Среди работ выставки «Точка отсчёта» есть плакаты напечатанные, а есть созданные вручную – например, работа Алексея Шапошева с надписью «Дай волю выйти своей индивидуальности». Автор уверен: в каждом заложено неповторимое умение, и иногда мы боимся проверять свои таланты – а это нужно делать, даже если есть тревога быть неправильно понятым.

Саша Пауль представила плакаты с героиней своих анимационных роликов. Это часть целой серии работ с портретами вымышленной героини.

Юлия Ляндаева тоже представила несколько работ для выставки: одна из них – «Право грустить». Это посыл о том, что эмоции бывают разными, и мы имеем право не прятаться под маской улыбки, когда нам грустно.

Одна из работ Ульяны Орендовской с надписью «Ұят» касается темы стыда, возникающего за мнение общества. Это становится непомерным бременем, а вокруг начинают формироваться стереотипы – порой безосновательные, заставляющие нас чувствовать себя беззащитными и изолированными.

Ксения Алексеева представила на экспозицию лаконичную работу с фрагментом переписки, которая обрывается, а вопрос остаётся без ответа. Такой плакат о том, что одна из героинь переписки не хочет говорить о своем душевном состоянии по разным причинам.

Работы Кирилла Колпакова имеют вдохновляющие посылы – например, на одной несколько раз написано «Твори».

Есть среди плакатов и работа с портретом Дэвида Линча: известный кинорежиссёр скончался в середине января этого года, и автор – Александра Аддерли – таким образом отдает дань памяти мэтру.

Ксения Метёлкина и Пётр Пустота представили серию принтов с цветами: они тоже вписываются в композицию выставки, приглашая зрителей наслаждаться прекрасным.

Есть среди экспонатов плакаты, отражающие яркое явление последних лет – культуру отмены, когда за те или иные негативные поступки публичный человек подвергается общественному осуждению. Одна из них касается Аристотеля и принадлежит Алексею Квасову: автор рассуждает, что сейчас традиционные философские взгляды подвергаются пересмотру и даже упрёкам. Аристотель в свое время оправдывал рабство, не признавал права женщин и в целом был антилиберальным человеком. То есть, под сомнение ставится более чем двухтысячелетний период развития цивилизации.

Антон Димин, один из основателей театра «Наскальный кит», отметил, что в расположение работ выставки тоже вкладывался смысл: на одной из стен более масштабные плакаты размещены так, чтобы походить на линию сердцебиения. На другой стене работы находятся будто бы в хаотичном порядке, на третьей – размещены более ровно. И это тоже отражает темы определённых работ.

«Когда мы делаем афиши для наших спектаклей – хочется, чтобы зрители их оценили, плюс делаем собственные плакаты от театра. Так и пришли к мысли о выставке. Да и потом, плакаты и постеры окружают нас постоянно – и не всегда это связано, например, с какой-то агитацией», — поделился Антон Димин.

Надо сказать, что одна из афиш выставки «Точка отсчёта» оформлена в советском стиле: здесь использованы контрастные цвета – белый, чёрный, красный. И это тоже не зря: Антон Димин подчёркивает особую натуральность плакатов того времени в плане оформления и, соответственно, визуального восприятия. И пусть сейчас такой стиль используется куда реже, он своё дело делает: привлекает внимание.

Карагандинский художник Чингиз Касимов стал одним из первых зрителей выставки. Любое произведение изобразительного искусства, поделился он – это посыл для зрителя.

«В моём понимании плакат – это сжатая информация, которую нужно трактовать однозначно. Если вольное изобразительное искусство можно считывать по-разному, то здесь подразумевается общая идея: художник выразил свой призыв, и его важно прочитать именно так, как было задумано. Плакат – строже, чище, яснее, чем картина», — отметил Чингиз Касимов.

Вечером 1 февраля в рамках выставки прошёл кинопоказ и обсуждение ленты «Счастливый фильм» — истории об известном дизайнере Стефане Загмайстере, который решил сделать из самого себя арт-проект, изменить свою жизнь так, чтобы стать счастливым. Директор театра «Наскальный кит» Мария Сигал поделилась: пусть зрителей на показе было немного, фильм на всех произвёл сильное впечатление, и обсуждение получилось насыщенным. В первую очередь лента, уточнила Мария, рассуждает, что такое счастье, и в том числе об этом размышляли зрители после кинопоказа.

А 2 февраля прошла лекция по созданию плакатов от Пети Пустота – графического дизайнера, арт-директора и художника. Гости лекции узнали, как плакаты балансируют на грани искусства и дизайна, обсудили принципы композиции. После этого состоялся практический воркшоп, где в душевной атмосфере каждый смог создать свой уникальный плакат. А те работы, которые участники воркшопа пожелали оставить в театре, дополнили серию экспонатов выставки.

Вход на выставку «Точка отсчёта», которая действует до 5 февраля включительно, обойдется гостям в 1 000 тенге. Работы размещены в холле – открытом пространстве, поэтому зрителей просят бережно относиться к экспонатам. Карагандинский независимый театр «Наскальный кит» расположен по улице Ермекова, 33/1, 2 этаж.

Фото автора
Фото Ларисы Карчевской

По сообщению сайта EKaraganda.kz

Тэги новости: Караганда
Поделитесь новостью с друзьями