Стоковые изображения от Depositphotos
Напомним, что «Метцгер» — проект карагандинский, да и почти вся съемочная группа –карагандинцы. Это история двух братьев: ребята собираются совершить ограбление, но столкнутся кое-чем более опасным, чем вообще предполагают. 12-минутная короткометражная картина прошла отбор на 3 фестиваля – в американских Сан-Бернардино, Сиэтле и в британском городе Саутпорт.
Карагандинец Олег Войт сейчас живет в Германии и периодически навещает Казахстан, а кино занимается с 2018 года. Съемки фильмов – для него хобби, по образованию он программист, за его плечами – курс режиссуры у Адильхана Ержанова и немало короткометражек разных направлений: «Марокканская пыльца» (симбиоз документалистики и художественного фильма, рассказывающего о гиде из Марокко), «Клок» (история об инопланетной твари, рожденной из клока человеческих волос в пылесосе), «Пещера Бектау-Ата», «Закладка». Музыку к «Закладке» написал автор проекта «Πлачь Ʒемля» Владислав Шапров, впоследствии – автор и саундтрека к «Метцгеру».
В «Метцгере» снялись Кристина Зинченко (хозяйка), Данил Украинский (сын хозяйки), Куат Касембаев (полицейский) и Маргулан Маликов (брат полицейского). Оператором ленты выступил Борис Соловьев, ассистентами – Лилиана Беркут и Егор Егизбаев. Кристина, Данил, Куат и Маргулан, к слову, заранее знали, какие роли им достанутся – после отбора Олег Войт ознакомил их со сценарием – и могли отказаться или предложить какие-то изменения в сценарии, хотя арки сюжета оставались такими, какими задумывались.
А Метцгер (с немецкого – «мясник»), собственно – один из ключевых персонажей: умственно отсталый парень, которого и собираются ограбить двое братьев. Режиссер уже пояснял: посыл его картины в том, что не стоит делать другим то, чего вы не желаете для себя, ведь встав на путь зла, герои повстречались с еще большим злом. Показан этот посыл, конечно, крайне необычно.
Лента покрашена с первого взгляда в уютные, но темные, приглушенные тона. Музыка здесь не менее главный герой, чем люди – гнетущая, осязаемая, словно сужающая пространство. Она дополняет планы пасмурного Темиртау с дымящими трубами под звуки смачного чавканья. Будущие грабители уверены: их жертва не одарена интеллектом, а потому будет легко. Меньше чем за минуту зритель узнает: у одного из братьев проблемы, нужны деньги. Ребята в курсе, где их достать – у загородных мясников. Кадры на ферме с самолетом, где эти мясники и живут, выглядят масштабно: музыка в эти моменты тоже крепко окутывает происходящее.
В «Метцгере» очень хороший звук и дубляж, достаточно напряжения, когда братья оказываются в самолете, и перед ними появляется парень в очках. Образ у него что надо: старенькая кофта и штаны, фартук, полуразбитые очки, небрежная прическа, затуманенный взгляд, в руках – топор. В старом самолете, где сиденья держатся на честном слове, летают мухи. Ужин в этой ленте звучит очень аппетитно – смотрится ужасающе. Мясник, не способный сглатывать слюну, плотоядно наблюдает за тем, как двое гостей, шокированные, пытаются есть предложенное.
Отыгрывают актеры хорошо: их состояние достойно отражают малейшие движения тела и мимика. Если кто-то и вызывает больше страха, помимо парня-мясника, так это хозяйка, встретившая братьев и предложившая ужин. Ее пальцы – черные, почему – режиссер не поясняет, заняв позицию Дэвида Линча, так же не поясняющего некоторые странности в своих лентах. Женщина заботливо вытирает кровь, которая почему-то течет у сына из носа. В соседней комнате в этом самолете происходит что-то еще. И надо сказать, что «Метцгер» — явно не привет сериалу «Ганнибал», где если и показано, как главный герой готовит мясо – то эстетично: здесь «угощение» просто падает в тарелки, пока хозяйка с черными пальцами непринужденно рассказывает о карпаччо.
То, что происходит дальше, по ощущению, наверное, достойно поворотов в фильмах и пьесах Мартина Макдоны («Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», «Человек-подушка», «Банши Инишерина») – когда вроде и бывает смешно, но смех этот нервный. Во многом потому, что музыка пойдет вразрез с происходящим на экране. События ленты Олега Войта, возможно, и предсказуемые, но в какой-то момент напряжение в ней порвется, оставляя зрителя в ступоре. Тогда же станет понятно, а имела ли вообще вес фраза «Я тебя не оставлю, мы же семья».
Продолжая линию юмора картины, можно сыронизировать, что «Метцгер» — это история о том, как отпугнуть гостей. Многим известны фильмы и сериалы по вселенной «Семейка Аддамс», где приходящие в дом семьи гости были в шоке от того, как Аддамсы себя ведут и общаются, как «отдыхают» и развлекаются. Здесь ситуация родственная – только не такая безобидная. И это еще один фактор, который пощекочет нервы. Концовка же фильма, на мой взгляд, в каком-то смысле даже открытая. Тут надо сказать, что в Караганде неоднократно делают попытки снять триллеры или фильмы ужасов, однако в «Метцгере» определенно есть, с чего брать пример.
Курьезов на съемочной площадке, кстати, случилось немало, и один из них касается мух – тоже важных персонажей ленты. Этих мух режиссер выводил из личинок опарышей месяц: каждую неделю была новая партия, к каждым выходным вылуплялись полчища насекомых, которые жили в коробке. Жить с мухами целый месяц, с улыбкой говорит Олег Войт – такая себе идея, и вряд ли он решился бы на это снова.
Был в истории съемок «Метцгера» и обморок – он случился у Кристины Зинченко. В момент, когда ее героиня угощает гостей, на тарелки падают свиные легкие. Уже в первый день съемок оказалось, что все легкие обсеменены личинками мух, но режиссер это заметил раньше, чем выдал их Кристине. Тем не менее, девушка уже успела упасть в обморок.
Все мясное, что появляется в кадре – натуральное. «Метцгер» снимали каждые выходные сентября прошлого года, а до съемочных дней этот «инвентарь» неделю находился в морозилке. Под конец месяца, конечно, аромат у продуктов был соответствующий – с другой стороны, он создавал более реалистичные эмоции у Куата Касембаева, ведь ему нужно было имитировать поедание карпаччо.
Не обошли нежданные случаи и самого Олега Войта: за несколько дней до начала съемок он сломал палец на ноге. Пришлось ходить по самолету на костылях.
— На ступню наложили лангету, наказали передвигаться на костылях две недели. Съемки были под угрозой срыва. К счастью, мой друг Борис согласился стать оператором, помочь по декору и в тяжелой работе по перетаскиванию вещей. Я первые две недели передвигался по съемочной площадке на костылях, а внутри самолета прыгал на одной ноге, — вспоминает Олег Войт.
В материале использованы кадры
из короткометражного фильма «Метцгер»
По сообщению сайта EKaraganda.kz