Стоковые изображения от Depositphotos
В Семее разгорелся скандал вокруг детского спектакля. В нем усмотрели гомосексуалистский подтекст, растлевающий молодое поколение. Пост об этом опубликовали в Instagram-паблике Союза родителей Казахстана. Речь идет о спектакле «Душа подушки» по пьесе Олжаса Жанайдарова, поставленной известной в Семее молодежной театральной студией «Четвертая стена», которая занимается на базе Дворца творчества детей и молодежи. Корреспондент Arnapress.kz попытался разобраться в ситуации.
В Instagram-паблике Союза родителей Казахстана, где более 88 тысяч подписчиков, вышел пост следующего содержания:
«Запрещенную Министерством культуры РФ «за пропаганду гомоceксyaлизма среди несовершеннолетних» пьесу Олжаса Жанайдарова «Душа подушки» активно рекламируют в школах Семея. Классные руководители рекомендуют ученикам посетить!!! Судя по афишам скандальный спектакль играют дети!!!
Место действия – СПАЛЬНЯ ДЕТСКОГО САДА! Постельная тема обсасывается со всех сторон. Герои – подушки разных размеров (в диалогах намеками обыгрывается сальная фразочка «размер имеет значение»). Только нутро у всех общее — пух да перья, которые, видимо, должны вызвать ассоциации с отталкивающим консерватизмом старшего поколения», − сказано в публикации.
При этом автор поста называет спектакль «гомо-модифицированным зерном для засеивания в мозг ребенку» и призывает «поберечь детей от такого искусства».
Как оказалось, инициатор такого бойкота не смотрел спектакль студии «Четвертая стена», а только увидел афишу, в которой юных семейчан приглашали посмотреть постановку. Попытавшись найти информацию о пьесе, женщина узнала, что много лет назад произведение было запрещено Министерством культуры России с формулировкой «за пропаганду гомоceксyaлизма среди несовершеннолетних». Однако тот факт, что позже его полностью реабилитировали, в публикации не учтен.
Главные герои пьесы Олжаса Жанайдарова – подушки. Все они очень разные, у каждого персонажа свой характер и своя история, почти все они попали в детский сад прямо с фабрики, все наполнены пухом и перьями. И вдруг среди них появляется не такой как все – гипоаллергенная подушка Гречик, внутри которого гречиха. Из-за своей непохожести на других герой сталкивается с недопониманием и постоянной внутренней борьбой, пока не находит себе друга – мальчика Костю. У ребенка аллергия, из-за чего он чувствует себя одиноким и тоже испытывает трудности с общением в детском садике.
Ненормальные посылы противники пьесы усмотрели в дружбе подушки мужского пола Гречика с мальчиком и в некоторых других цитатах произведения. К слову, именно за эту работу автор Олжас Жанайдаров более 10 лет назад получил первое место на Международном конкурсе современной драматургии «Маленькая Премьера» в номинации «Пьеса для детей». А позже, в 2014 году, спектакль по пьесе, поставленный одним из российских театров, был заявлен на участие в Московском международном открытом книжном фестивале. В рамках мероприятия его должен был показать кукольный театр «Жареная птица». Но по настоятельной рекомендации Министерства культуры РФ организаторы исключили этот материал из программы. Как пишет портал novostiliteratury.ru, многие ранее заявленные участники тогда отказались от своих выступлений в рамках фестиваля.
Позже независимые эксперты, среди которых − сотрудники Психологического института Российской академии образования (РАО), Института образования Высшей школы экономики, Федерального института развития образования (ФИРО), Московского городского педагогического университета (МГПУ), Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), − вынесли заключение, где утверждается, что пьеса «Душа подушки» не противоречит нравственным нормам русской культуры и традиционным ценностям.
Заключение по итогам экспертного анализа опубликовал портал Polit.ru. Согласно выводам специалистов, основные вопросы, которые ставятся в пьесе:
Эксперты также пишут, что образ подушки широко используется в сказочных и бытовых сюжетах и выполняет определенный набор психологических функций, может символизировать чистоту, комфорт, эмоциональную близость и другое.
«В тексте отсутствуют признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Поиск партнера для романтических или сексуальных отношений не фигурирует в тексте ни в явной, ни в скрытой формах.
Речь в пьесе идет о дружбе, а не о сексуальных отношениях шестилетнего мальчика Кости, еще не достигшего пубертатного возраста, с подушкой Гречиком, метонимически заменяющим ему друга-ровесника того же пола, потребность в котором естественна для данного возраста», − сказано в заключении.
Подробнее ознакомиться с результатами независимой экспертизы можно здесь.
Что же касается самого спектакля, поставленного театральной студией в Семее, он тоже абсолютно безобиден, не содержит провокационных сцен и вполне соответствует детскому пониманию дружбы и мировосприятию. Об этом свидетельствуют и многочисленные отзывы зрителей, которые посмотрели постановку.
Родители студийцев и поклонники творчества студии пишут сотни комментариев под постом и в личные сообщения руководителя студии «Четвертая стена» Инны Семененко.
«Не нужно отказываться от спектакля, мы видели, и мои дети вышли в восторге от игры актеров, нам все понравилось, и я как родитель обязательно заметила бы что-то, если бы оно было...Так можно к любой сказке придраться, даже к «Три поросенка».
«Многие просто им выброс сделали, и они накинулись, не смотрели, не видели, не читали. Как оказывается, много ведомых людей...вот как раз на таких и легко воздействовать любой пропагандой».
«Ужас, какая клевета, сейчас пришла, сын рассказал, я прямо в негодовании... Не нужно отменять спектакль, это прямо чьи-то происки».
«Такой замечательный спектакль, Я ходила на него, моя дочь играет тем более».
«Вот какое потрясение. Инна Борисовна, держитесь, пожалуйста, Мы Вас бесконечно уважаем, ценим и благодарим за ваше Доброе сердце».
«Я могу сказать одно. Моя дочь, год проведя с вами, начала много читать книг, стала отстаивать свое мнение. Чего раньше не делала. И стала открытым ребёнком. Спасибо вам за эту работу. Берегите нервы, вы нам нужна здоровая», − подобными сообщениями поддержки буквально «забросали» режиссера спектакля.
Еще одна из зрителей – Мадина Амирова – поделилась своим мнением о постановке с корреспондентом Arnapress.kz.
«После просмотра спектакля «Четвёртой стены» «Душа подушки» у меня остались тёплые чувства. Как прекрасно, что в современном мире затрагивают такие актуальные темы толерантности, понимания и дружбы. Благодаря спектаклю я впервые узнала, что бывает подушки с гречкой. Даже и представить себе не могла, что они для аллергиков. Иногда я чувствовала себя на месте Гречика. Меня так же, как и его, не принимали и не понимали окружающие. Спектакль о принятии себя и окружающих. О том, что нельзя из-за внешнего вида или болезни, из-за незнания судить о ком-то и делать их изгоями.
Сейчас творится что-то непонятное в отношении этого спектакля. Люди, которые сами не смотрели спектакль, обвиняют в каких-то придуманных ими самими проблемах. Я отношусь к этому с иронией, потому что все эти обвинения строились на вырывании из контекста фраз. «У кого что болит, тот о том и говорит − вот и вся их проблема», − считает Мадина.
Автор поста вступила в переписку с руководителем театральной студии Инной Семененко. Режиссер попросила ее отозвать жалобу.
«В нашем спектакле нет такой пропаганды, в нём вынесены только светлые мысли. Он о дружбе, о том, что все мы разные, что важно принимать людей такими, какие они есть, маленькими и большими. Там дружат и танцуют вместе подушки, люди и даже подвальная крыса. Я не отвечаю за все постановки пьесы нашего соотечественника Олжаса Жанайдарова «Душа подушки», возможно, в Москве эта пьеса была поставлена иначе. Каждый режиссер может вложить разные смыслы в один и тот же материал. В нашем случае это безопасный детский спектакль», − отметила Инна Семененко.
Однако это не убедило инициаторов поста, удалять его не стали.
Руководитель театральной студии обратилась за советом к автору пьесы, у которого, к слову, брала разрешение на постановку спектакля в прошлом году. Олжас Жанайдаров поддержал режиссера, отметив, что он на стороне студии. По словам автора, в пьесе нисколько не задумывались те смыслы, которые усмотрели в постановке.
По словам Инны Семененко, поддержала ее и администрация Дворца творчества детей и молодежи, на базе которого существует театральная студия. Однако показ спектакля, который был запланирован на 9 октября, вынуждены были отменить, чтобы защитить детей от последствий скандала. К слову, с этой постановкой ребята совсем скоро должны были поехать на республиканский театральный фестиваль. Теперь поездка тоже не состоится.
«Все разумные люди на нашей стороне. Это и администрация Дворца, и родители, и наши зрители. Что там говорить, мне пишут из Египта, Германии и России мои бывшие ученики с поддержкой», − отметила Инна Семененко.
На случившееся отреагировала и казахстанский драматург, продюсер, театральный обозреватель, режиссёр Ольга Малышева. В своем Telegram-канале она опубликовала пост в поддержку театральной студии.
«Со мной связалась Инна Семененко – руководительница подростковой театральной студии «Четвертая стена», которая в регионе работает уже восемь лет. Этот театр ставит современную драматургию и инклюзивные спектакли, поднимает острые темы, регулярно ездит на фестивали, а среди выпускников, например, Лаура Турсунканова – актриса театра ARTиШОК и исполнительница главной роли в фильме «Горный лук».
Весной этого года «Четвертая стена» выпустила спектакль по пьесе Олжаса Жанайдарова «Душа подушки». Его хорошо встретила публика, он получил первое место в областном отборе на республиканский фестиваль-конкурс «Театрдың ғажайып әлемінде» и должен был приехать на финал в Алматы 12 октября.
Но в инстаграм-аккаунте «Казахстанского союза родителей» (88,7 тысяч подписчиков) появился пост с подписью «прислала Алена Шихова». Авторка этого поста назвала спектакль «гомо-модифицированным», сославшись при этом на информацию десятилетней давности, о том, что минкульт России (!) проверял пьесу на гомосексуальную пропаганду. Пост отвратительно пафосный и клеветнический, унижающий детей, играющих в спектакле, саму театральную студию, зрителей и театр в целом. Кроме того, даже российские новости, на которые ссылается, авторка не дочитала: «Душу подушки» действительно проверяли, но никакой пропаганды там не нашли.
«Душу подушки», кстати, в Казахстане ставят давно. Я смотрела спектакль по ней, «Жастық туралы», еще в 2017 году в театре Мусрепова, ее показывали в театре кукол в Петропавловске, ее любят детские студии.
Вообще эта пьеса – история о дружбе и принятии друг друга со всеми особенностями. Особенность главного героя, например, в том, что он аллергик. А его новый друг – гипоаллергенная подушка из гречневой шелухи. Чувствуете, какой мощный гомосексуальный подтекст? Не чувствуете. Его нет», − отметила театральный обозреватель.
Союз родителей Казахстана, в соцсетях которого распространяется критика работы студии, позиционирует себя как объединение, направленное на популяризацию идеи традиционной семьи и семейных ценностей.
«Мы − простые родители. Наблюдая происходящие в мире и в стране неблагоприятные перемены, нацеленные против института семьи, мы объединились в Союз родителей. В настоящее время мы открыли 10 филиалов и представительств по Казахстану», − пишут о себе члены организации на своем сайте.
К слову, ранее объединение фигурировало в публикациях казахстанских фактчекеров. Как пишет портал factcheck.kz, на конференции, организованной летом 2021 года Союзом родителей Казахстана, звучали манипулятивные заявления.
«В течение трех часов там говорилось, что международные организации пытаются продвинуть преступные и чуждые казахстанцам ценности, разрушить традиционный уклад семьи и отделить детей от родителей, а то и вовсе отобрать их», − сказано в публикации.
Нынешняя критика от Союза родителей Казахстана коснулась не одного спектакля театральной студии «Четвертая стена». Следом за первым постом появился другой: про постановку о нехватке любви и абьюзе «Мама, мне оторвало руку». Сотни комментаторов под постом принялись писать критические отзывы и отмечать администрацию города и даже прокуратуру и разные министерства.
Подробнее о спектакле можно прочитать здесь. Ранее режиссер постановки «Мама, мне оторвало руку» Инна Семененко отмечала, что это спектакль-терапия для ведущейся подростковой души, предупреждение, чтобы не повторяли подобных ошибок.
Коллектив студии и родители воспитанников считают разразившийся скандал откровенной травлей. Руководитель Инна Семененко сообщила, что сначала намерена решать вопрос в досудебном порядке: отправлять письма с просьбой удалить пост и извиниться публично за распространение информации, порочащей репутацию студии. Если этого не произойдет, разбирательство будет проходить уже в суде.
По сообщению сайта Arna Press